Исповедь логопеда с 20-летним стажем: «Я отказывала неговорящим детям — и мучилась от стыда и бессилия. Пока не нашла систему запуска речи у детей с диагнозами»
Ольга Лаврова
Корреспондент отдела образования
Светлана Михайловна из Челябинска чуть не бросила профессию логопеда.

Однажды она поймала себя на мысли, из-за которой захотела уволиться: «Я больше не справляюсь. Может, пора на пенсию?». И это при 20-летнем стаже и полной записи

Не потому что «возраст» или «надоело». А потому что дети стали другими.
«Еще пару лет назад 85% детей приходили с одной проблемой — «шепелявит» или «картавит». Хватало 5−8 занятий — и ребёнок начинал говорить чисто. Родители благодарили, я чувствовала себя на своём месте и спокойно шла домой.

Сейчас всё иначе.

Каждый ребёнок — как экзамен на профпригодность.

Дети пошли неговорящие. С полевым поведением. С заключениями ПМПК, от которых сжимается всё внутри.

И мамы с вопросом, который всегда звучит одинаково: «Вы нам поможете?»."
Профессиональное выгорание
Светлана кивала, брала время на «подумать» — и всё чаще отказывала.

Формально — «нет мест», «не мой профиль», «лучше к другому специалисту».

А на самом деле — потому что не понимала, как гарантированно дать результат и перестать работать «наугад».

И с каждым таким отказом она переживала чувство стыда и бессилия.

Диплом есть. Повышения квалификации есть. Годы опыта есть.

А ясного ответа на вопрос «как запустить речь у ребёнка с диагнозом?» — нет.

Но всё изменил один бесплатный интенсив для логопедов.
«Я поняла: дело не в том, что я плохой специалист, — улыбается Светлана. — Дело в том, что логопедов не учат работать с современными неговорящими детьми системно».
Неожиданное повышение квалификации
Однажды вечером Светлана искала новые пособия — просто потому, что снова не знала, как провести завтрашнее занятие. И случайно наткнулась на анонс бесплатного интенсива для логопедов.
«Честно? Я шла без особых ожиданий. Думала: посмотрю одним глазом, вдруг будет что-то полезное. Если нет — выключу».
Интенсив вела Наталья Гафиятулина, практикующий логопед с 17-летним стажем. Специалист по запуску речи у неговорящих детей с РАС, ЗРР, УО, моторной алалией. Автор программы обучения логопедов в РАНХиГС и основатель онлайн-школы «Мама-логопед».

Тема звучала просто и даже настораживала: «Система запуска речи: от диагностики до результата».

Без обещаний «чудес».
Без громких лозунгов.

Но с акцентом на то, чего Светлане как раз не хватало — на систему.

Поэтому она смело перешла по ссылке и зарегистрировалась на интенсив для логопедов.
«Эта система перевернула всю мою практику!» — с восхищением делится Светлана.
Система запуска речи для работы с современными детьми
На первом же эфире стало ясно: речь идёт не о новых упражнениях и не об «ещё одной методике».
«Меня зацепило, что мы говорили не про диагнозы, а про дефициты. Про то, как их выявить на диагностике и построить коррекционный маршрут с прогнозируемым результатом».
Вместо страха и неуверенности — чёткая логика.
Вместо работы «наугад» — пошаговый маршрут: диагностика, определение дефицитов, выстраивание коррекционной работы.
Вместо откатов — видимый результат на каждом занятии.

Особенно откликнулась идея, что запуск речи — это не набор приёмов, а последовательный процесс, где каждый шаг опирается на предыдущий.
«Я вдруг поймала себя на мысли: так вот чего мне всё это время не хватало. Не опыта. Не курсов. А понятной системы».
Первые результаты
Теперь Светлана работает без перегруза и ночных подготовок. Строго по системе.
«Ребёнок, который раньше просто прятался под стол, впервые остался за столом до конца занятия. Для меня это было важнее любых слов, — вспоминает Светлана».
Сейчас Светлана берёт в работу «сложных» детей, от которых отказываются другие специалисты — и поэтому родители готовы платить ей в 2−3 раза больше.

Легко справляется с капризами и формирует учебное поведение даже у «сложных» детей.

Работает с дефицитами, а не с диагнозами — и получает результат на каждом занятии;

Запускает речь с нуля за несколько месяцев — родители плачут от счастья за возможность общаться со своим ребёнком, видеть как он играет со сверстниками, отдать его в нормальную школу.
«И главное — я перестала бояться откатов. Потому что видела, на каком этапе мы находимся и что делать дальше».
Второе дыхание
Постепенно изменилась не только работа, но и внутреннее состояние.

Светлана стала спокойнее заходить в кабинет. Перестала прокручивать занятия в голове по ночам. Перестала оправдываться перед родителями — и перед собой.
«Я снова чувствую себя востребованным специалистом» — радостно говорит Светлана.
Она начала брать в работу детей, от которых раньше отказывалась.

И впервые за долгое время позволила себе поднять стоимость занятий — без стыда и сомнений, потому что наконец понимает, за что берет деньги.
Как это работает
Система, с которой познакомилась Светлана Михайловна, оказалась простой по форме и глубокой по сути.

В основе — работа с дефицитами ребёнка, а не с названием диагноза.

Понимание, какие базовые навыки должны быть сформированы, чтобы речь вообще могла появиться.

И чёткая последовательность действий — от вокальной имитации до первых слов и фраз.

Светлана подчёркивает: система не делает работу «лёгкой». Она делает её понятной.

Отдельным открытием стал приём «одной папки».
«Мне не нужно больше часами искать идеи и печатать горы карточек. Я беру нужную папку — и знаю, что делать на занятии».
Доступно каждому специалисту
Самое важное, как отмечает Светлана — система не требует «особого таланта» или редкой специализации.
«Это не про гениальность. Это про структуру. Про то, что тебе наконец дают маршрут — и ты просто идёшь по нему».
Именно поэтому по этой системе уже работают более 11 000 логопедов и дефектологов:
— и новички, и опытные специалисты,
— из городов-миллионников и небольших райцентров,
— работники детских садов и частных центров.

Светлана не называет это «волшебной таблеткой».

Она называет это тем, чего ей в профессии не хватало годами — опорой!
«Жаль, что эта система не попала мне в руки год, а лучше 5 лет назад! Тогда бы я избежала самобичевания и выгорания и могла бы помочь тем детям, от которых отказалась.

Если эту статью будут читать мои коллеги — я им искренне рекомендую пройти интенсив Натальи Гафиятулиной. Тем более, это бесплатно.

Никакой «воды» там нет!
Только практические советы и рекомендации, которые можно применить в работе уже на следующий день".